Материалы для педагогов

Семь шагов к профессии

В Самарской области, начиная с 2011 года, ежегодно проводится областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации «Семь шагов к профессии» (далее – Неделя труда). Неделя труда представляет собой 7-дневный «марафон» профориентационных мероприятий: областных, территориальных, школьных.

Подробнее...

Вебинар 14.06.2017

Кубики профориентации. Базовые форматы профориентационной работы

В статье представлено краткое описание современных форматов профориентационной работы с обучающимися. Эти форматы условно названы кубиками профориентации. Каждый кубик профориентации обладает неповторимым набором характеристик, которые обозначены метками-символами. Комбинируя кубики профориентации необходимым образом, можно выстроить системную профориентационную работу. Для широкого круга пользователей.
Автор: Сергеев И.С.
Кубики профориентации. Базовые форматы профориентационной работы (2016)
http://eduidea.ru/communities/14/publics/500

Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества

В обыденном сознании понятия «профессиональная ориентация» и «сопровождение профессионального самоопределения» обычно отождествляются. Однако на практике за ними стоят принципиально различные процессы, которые различаются своими целями, подходами, содержанием – и могут различным образом взаимодействовать друг с другом.

Авторы: Кондратьева О.Г., Сергеев И.С.
Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»; Редакционная коллегия: Широков О.Н., Абрамова Л.А., Яковлева Т.В., Дулькин А.В. – 2015. – С. 135-140.

Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

В методических рекомендациях представлена целостная система профориентации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. В предлагаемом издании содержатся теоретические основы подготовки и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; представлена практика организации профессионального и трудового ориентирования в инклюзивных школах; дается целостное описание профориентационной работы как сотрудников инклюзивных школ, так и специалистов-профконсультантов на основе нового методологического подхода к организации профессионального консультирования и формирования у школьников с инвалидностью и ОВЗ целостной картины мира профессий.
Книга предназначена специалистам, занимающимся проблемой совершенствования профориентационной работы в инклюзивной школе.
Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах / Т.И. Бонкало, В.В. Пчелинова, Н.И. Никитина, М.Н. Цыганкова / под ред. и сост. Т.И. Бонкало. – Москва: РГСУ, 2015. – 325 с.

Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии»

19-22 октября 2015 года на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации прошла Всероссийская неделя профессиональной ориентации, в рамках которой состоялась III Всероссийская конференция «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии». По итогам конференции был издан сборник, который содержит материалы практикоориентированного характера, отражающие современные подходы в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, а также опыт организации профориентационной работы регионального, муниципального и локального уровня. Сборник адресован работникам органов управления образованием, специалистам, работающим в сфере профессиональной ориентации, преподавателям системы непрерывного педагогического образования, а также родителям учащихся.

Подробнее...

Сборник материалов научно-практической конференции «Россия. Профориентация. Новый век»

19-22 октября 2015 года на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации прошла Всероссийская неделя профессиональной ориентации, в рамках которой состоялась Международная научно-практическая конференция «Россия. Профориентация. Новый век».

Подробнее...

Сравнительный анализ современных программ по профориентации подростков

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения подростков старших классов в контексте проведения специальных программ по профориентации и профессиональному самоопределению. Проведен аналитический обзор двадцати современных программ по профессиональному самоопределению. Дан сравнительный анализ содержательных блоков программ, используемых диагностических методик, форм проведения, систем оценки эффективности программ и других параметров. Сформулированы обобщенные требования к структуре, содержанию и критериям оценки таких программ.
Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков / Леонов Сергей
http://www.b17.ru/article/21643

Электронная версия сборника материалов интернет-конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обязательный минимум профориентационных услуг»

2-13 ноября 2015 года на сайте ЦПО Самарской области прошла региональная интернет-конференция «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обязательный минимум профориентационных услуг», целью которой было обсуждение перспектив развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
По итогам интернет-конференции составленэлектронный сборник материалов

Международный форум «Евразийский образовательный диалог»

24-25 апреля 2015 года в г. Ярославле состоялся международный форум «Евразийский образовательный диалог». Участниками форума стали педагоги, ученые и эксперты в области образования, представители органов исполнительной власти и бизнес-сообществ. Ниже приводятся некоторые материалы (презентации к выступлениям) пленарного заседания конференции «Профессиональная ориентация молодежи как ресурс развития кадрового потенциала территории».

Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования:
О проекте концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (текст концепции)
Пряжников Николай Сергеевич, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:
«Досуговое» самоопределение в системе профориентации
Тужилкин Андрей Юрьевич, заведующий кафедрой «Теории и методики обучения технологии и экономике» Нижегородского института развития образования:
Обеспечение гарантированного минимума профориентационных образовательных услуг, способствующих устойчивой мотивации школьников к обоснованному профессиональному самоопределению
Родичев Николай Фёдорович, ведущий научный сотрудник Центра развития образования Российской академии образования:
«Нормы» и технологии подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению

Полный пакет материалов размещен на сайте форума: http://forum.yar.ru/index.php?id=287

Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению

Методическое пособие посвящено проблеме разработки профориентационных мероприятий в образовательных учреждениях всех типов.
Формирование профессионального самоопределения молодежи в образовательных учреждениях реализуется педагогическими работниками посредством именно профориентационных мероприятий. И если формы этих мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев – творческий труд самих педагогов или психологов, которые нуждаются в соответствующей методической помощи.

Подробнее...

Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению

В издании систематизированы сведения, призванные помочь педагогу грамотно оформить методический материал, подготовить его к изданию и распространению среди целевой аудитории.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности разработки содержания методического продукта, общие требования к структуре методического продукта, технические требования к оформлению текста и основные требования к оформлению списка литературы.

Подробнее...

Электронная версия сборника материалов региональной межведомственной конференции «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся "группы риска"»

25 апреля 2014 года в ЦПО Самарской области состоялась региональная межведомственная конференция «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся "группы риска"».

Подробнее...

Использование нейропсихологического подхода в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В профориентационной работе с обучающимися (в том числе, с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) важно учитывать их нейропсихологические особенности: индивидуальный профиль межполушарной асимметрии. С различиями в работе полушарий головного мозга человека, их асимметрией связано формирование и развитие общих и специальных способностей. Степень функционального преобладания того или иного полушария во многом определяет сначала успешность овладения гуманитарными или естественными науками, а в дальнейшем – профессиональный выбор и результативность профессиональной деятельности. В зависимости от индивидуального профиля межполушарной асимметрии можно рекомендовать профессии, в которых человек сможет достичь более высоких результатов, сохранив при этом психологическое и физическое здоровье.

Подробнее...

Электронная версия сборника материалов интернет-конференции «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в контексте социально-экономического развития региона»

В апреле 2013 года на официальном сайте ЦПО Самарской области проходила региональная интернет-конференция «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в контексте социально-экономического развития региона». К участию были приглашены работники образования, специалисты в области профессиональной ориентации и социальной адаптации, представители предприятий и организаций, государственных и частных служб по трудоустройству. Конференция позволила участникам продемонстрировать собственные наработки, обменяться накопленным опытом, обсудить текущие и перспективные задачи и пути их решения. Самые популярные материалы вошли в электронный сборник.
Электронная версия сборника материалов интернет-конференции «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся в контексте социально-экономического развития региона»