Информация о реализации проекта

июнь 2020 г.
Подготовлен отчет о реализации проекта «Технология сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования в условиях крупного города, малого города, крупного села, малого села, а также в условиях образовательной организации, реализующей программы коррекционного образования».

По итогам деятельности получены следующие выводы:

  1. Реализация технологии СПС в 8-9 классах принципиально возможна в любых образовательных организациях, в том числе реализующих коррекционную программу, т.к. рамочность технологии позволяет организовать полноценную работу с ожиданиями и анализом результатов на базе мероприятия любого содержания и любой сложности. Таким образом, технологию СПС возможно рекомендовать к внедрению в массовую школу.
  2. Реализация технологии СПС в 8-9 классах возможна без регулярного консультационного сопровождения. При условии организации обучения администраторов и педагогов, проведении информационной кампании консультационное сопровождение может быть реализовано силами сотрудников ЦПО Самарской области.
  3. При реализации технологии СПС можно планировать эффекты в виде повышения у обучающихся осознанности конкретного выбора (выбора образовательной организации для продолжения обучения / выбора профиля обучения), повышения мотивации к освоению общеобразовательной программы; у педагогов – смены установки при работе с обучающимися (от убеждения к сопровождению) и повышение мотивации за счет профессионального развития, связанного с освоением новой технологии и совершенствованием в ней.

май 2020 г.
30 апреля завершена деятельность по проекту.

Участники проекта – ЦПО Самарской области, ГБОУ СОШ п. Масленниково, ГБОУ ООШ с. Васильевка, ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск, МБОУ Школа № 163 г.о. Самара – выражают благодарность партнерам – всех, кто с нами сотрудничал и обеспечил возможность реализации проекта:

  • ГБУ ДПО СО "Чапаевский ресурсный центр" и лично методисту Наталье Анатольевне Уколовой – за организационную и методическую поддержку.
  • АО «ПЭС/СКК» (Гордеев Дмитрий Сергеевич, начальник отдела кадров) – за организацию экскурсий, профессиональных проб.
  • Чапаевской лаборатории по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха ФГБУ «Приволжское УГМС» (Волкова Ольга Николаевна, начальник лаборатории) – за организацию экскурсий, профессиональных проб.
  • МАУ «Редакция городской газеты «чапаевский рабочий» (Илясов Денис Иванович, главный редактор) – за организацию профессиональных проб.
  • 89 –ПСЧ ФГКУ «3 отряд ФПС по Самарской области» (Лязин Денис Ростиславович, начальник отряда) – за организацию экскурсий, профессиональных проб.
  • ООО «Инсталл-Авто» (Ечевский Андрей Александрович, генеральный директор) – за организацию профессиональных проб.
  • ГБПОУ «Чапаевский химико-технологический техникум» (Первухина Елена Владимировна, директор) – за организацию Дней открытых дверей, профессиональных проб, мастер-классов, деловых игр, викторин.
  • ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева» (Скоморохова Татьяна Александровна, директор) – за организацию Дней открытых дверей, профессиональных проб, мастер-классов, деловых игр.
  • Зеленкину Татьяну Петровну, заведующую СП ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск – ДС №1 «Катюша» – за организацию профессиональных проб.
  • Долгинцеву Ларису Евгеньевну, руководителя СП ГБОУ ООШ №12 г.о. Чапаевск «Детский сад №5 «Зернышко» – за организацию профессиональных проб.
  • Горшкову Юлию Викторовну, руководителя СП – детский сад №28 «Елочка» г. Чапаевска – за организацию профессиональных проб.
  • Макарову Наталию Вячеславовну, СП ГБОУ СОШ № 1 г.о.Чапаевск «Детский сад № 9 «Гнездышко» – за организацию профессиональных проб.
  • ГБПОУ «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» (Санникова Татьяна Александровна, директор) – за организацию профессиональных проб.
  • ГБПОУ СО «Самарский энергетический колледж» (Савельев Петр Иванович, директор) – за организацию профессиональных проб.
  • ГБПОУ СМК им. Н. Ляпиной, филиал Новокуйбышевский медицинский колледж (Николаев Владислав Викторович, руководитель филиала) – за организацию профессиональных проб.
  • ГБПОУ СМК им. Н. Ляпиной, филиал Безенчукский (Сухорукова Оксана Валентиновна, руководитель филиала) – за организацию профессиональных проб.
  • Благотворительному фонду «Радость» и лично директору Полдамасовой С.И. – за организационную поддержку.
  • Благотворительному фонду «Подсолнух» и лично директору Арбекову Е.В. – за организационную поддержку.
  • фермеру ООО «Русское подворье» Вдовенко Сергею Васильевичу – за проведение экскурсий на производство.
  • ООО «Шпигель» (директор Бургарт А.Р.) – за проведение экскурсий на производство.
  • ООО «Скорпион» (генеральный директор Денисов В.Г.) – за проведение экскурсий на производство.
  • ООО «САТО-М» (директор Курценбаум Д.Д.) – за проведение экскурсий на производство.
  • ООО «Эдем-Самара» – за проведение экскурсий на производство.
  • ОАО «Полимер» – за проведение экскурсий на производство.
  • ОАО «Металист-Самара» – за проведение экскурсий на производство.
  • ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» – за проведение экскурсий на производство.
  • ФКП «Чапаевский механический завод» – за проведение экскурсий на производство.
    ГБПОУ Безенчукский аграрный техникум – за проведение профессиональных проб.
  • ГБПОУ Хворостянский государственный техникум им.Юрия Рябова – за проведение профессиональных проб.

апрель 2020 г.
В разделе "Документы" опубликованы программа информирования педагогического сообщества о технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах; программа повышения квалификации по обучению внедрению технологии СПС обучающихся в 8-9 классах в практику для администраторов образовательных организаций и программа повышения квалификации педагогов по обучению реализации технологии СПС обучающихся в 8-9 классах.

декабрь 2020 г.
5 декабря ЦПО Самарской области и школы - партнеры проекта представили технологию СПС педагогической общественности в рамках II Областного фестиваля региональных инновационных площадок в сфере образования Самарской области. Доклад прозвучал в рамках пленарной сессии и вызвал интерес со стороны аудитории.

сентябрь 2019 г.
Школы - партнеры проекта продолжили работу по сопровождению профессионального самоопределения учеников 8-х и 9-х классов. Цель этого этапа проекта - выяснить, возможна ли реализации технологии СПС при минимальном экспертном сопровождении. Поэтому эксперты будут работать со школами исключительно по их запросу.

ЦПО Самарской области подготовил методические рекомендации по реализации технологии СПС, ими могут пользоваться все желающие. Текст рекомендаций размещен в разделе "Документы". До конца реализации проекта будут подготовлены информационные и методические материалы, которые позволят организовать запуск технологии СПС в массовой школе.

Июнь 2019 г.
Сделаны выводы по итогам реализации первого этапа проекта

Вывод 1. Реализация технологии СПС в 8-9 классах принципиально возможна в любых образовательных организациях, в том числе реализующих коррекционную программу, т.к. рамочность технологии позволяет организовать полноценную работу с ожиданиями и анализом результатов на базе мероприятия любого содержания и любой сложности.

Вывод 2. Скорректированный по итогам апробации перечень образовательных результатов необходим и достаточен.

Вывод 3. Отдельные элементы технологии СПС требуют уточнения:
Профессиональные пробы и экскурсии на производство необходимо организовывать с 7-го класса для обеспечения достаточного кругозора. Тогда же нужно начинать работу над знаниевыми результатами.
В ряде случаев необходимо чередовать работу с листами портфолио с беседами, в ряде случаев (и обязательно в случае коррекционной программы по интеллектуальным нарушениям) от работы с портфолио можно отказываться, заменив эту работу на устную (индивидуально-групповые консультации).
Остальные элементы коррекции не требуют.

Вывод 4. Шаблон отчета классного руководителя для неперсонифицированного мониторинга результатов СПС оказался рабочим, на основании отчетов педагогов можно, во-первых, сделать вывод об освоении обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения, во-вторых, запланировать деятельность по СПС на последующий учебный год.

Май 2019 г.
Школы завершили работу над первым этапом проекта

Школы - партнеры проекта подвели итоги работы в рамках первого этапа проекта. Информация из отчетов классных руководителей послужит основой для принятия решения о содержании деятельности в следующем учебном году. Материалы, предоставленным школами - партнерами проекта, будут включены в методические рекомендации, работа над которыми стартует в июне.

ЦПО Самарской области благодарит за неоценимую поддержку проекта со стороны ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр».

Апрель 2019 г.
Мониторинг личностных результатов
В апреле завершается работа с восьми- и девятиклассниками по сопровождению профессионального самоопределения. В мае обучающиеся будут концентрировать свои усилия на успешном завершении учебного года. Классные руководители по итогам работы составят неперсонифицированный отчет о результатах сопровождения профессионального самоопределения в течение учебного года. Шаблон отчета разработан силами ЦПО Самарской области. В основу отчета положены наблюдения над деятельностью учеников в течение всего года.

Март 2019 г.
Эффект от реализации технологии – дети стали учиться!

Принято решение скорректировать перечень результатов сопровождения профессионального самоопределения, исключив из перечня способы деятельности. Можно констатировать значимый эффект от реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения: у обучающихся, ориентированных на получение профессий и специальностей среднего профессионального образования, отмечается повышение мотивации к обучению. Это связано с тем, что они осознали возможность поступления в колледжи и техникумы на интересные специальности и профессии только с высоким баллом. Эта внешняя мотивация совершенно естественна: обучение вообще является ресурсов для достижения цели. Здесь у ребят цель появилась. Это еще один аргумент в пользу старта профессиональных проб не с 8-го, а с 7-го класса.

Февраль 2019 г.
Профессиональные пробы нужно начинать раньше
Стало очевидно, что профессиональные пробы и экскурсии на производство нужно начинать раньше – с 7-го класса. Школы - партнеры проекта столкнулись с частой ситуацией, когда ребята после каждой последующей профессиональной пробой «загораются» новой профессией и кардинально меняют свои решения. К девятому классу это нужно уже пережить, чтобы иметь возможность в спокойной обстановке принимать решение о продолжении образования.

Декабрь 2018 г.
Работа с ожиданиями и мотивами обучающихся
Получены первые результаты работы над проектом. Выявлены пробелы в понимании структуры работы над мероприятием и содержания работы педагогов на этапе, предшествующем собственно мероприятию. Достигнуты договоренности по содержанию этой работы.

Выяснилось неоднозначное отношение к работе с листами портфолио. Заполнение их вызывает сложности и естественно сопротивление у обучающихся – они не привыкли к работе над собственными ожиданиями и мотивами. С другой стороны, видны уже первые результаты: у восьми- и девятиклассников изменилось отношение к профессиональному самоопределению. Это связано и с качеством работы администрации и педагогов школ - партнеров проекта по подбору мероприятий, и с анализом зафиксированных ожиданий: дети видят контраст между записанными на бумаге негативными ожиданиями и интересными мероприятиями, по итогам которых можно делать выводы относительно своей собственной жизни. интересной стала и работа с теми, чьи мрачные ожидания оправдались: появился повод поговорить о том, как подходить к выбору мероприятий.

Октябрь 2018 г.
Первые шаги проекта

Школа - партнеры проекта активно работают. Областная акция «Неделя труда» стала отличным стартом. Обучающиеся осуществляют профессиональные пробы, встречаются с профессионалами и представителями колледжей, техникумов и вузов. В ходе работы выявлены первые сложности в реализации технологии: неодинаковое понимание возможности предоставления ученикам выбора мероприятий. Все возникающие вопросы решаются в ходе консультаций с экспертами проекта.

Сентябрь 2018 г.
Проект стартовал

Технология сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования в условиях крупного города, малого города, крупного села, малого села, а также в условиях образовательной организации, реализующей программы коррекционного образования описана, передана для реализации в школам - партнерам проекта. Педагоги прошли обучение по программе «Планирование обучающих мероприятий по профориентационному информированию».