Описание проекта

Описание проекта «Технология сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования в условиях крупного города, малого города, крупного села, малого села, а также в условиях образовательной организации, реализующей программы коррекционного образования»

В соответствии с ФГОС ООО, у обучающихся к моменту завершения образования на ступени основного общего образования должны быть сформированы результаты, обеспечивающие готовность и способность обучающихся к «осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде», т.е. обеспечивающие, во-первых, выполнение обучающимися действий по профессиональному самоопределению в части выбора конкретного пути продолжения образования, во-вторых, возможность повторения операций в рамках построения индивидуальной образовательной траектории.

В настоящее время формирование результатов в соответствии с упомянутым выше требованием реализуется в рамках внеурочной деятельности, являясь одним из направлений.

Основные сложности по выстраиванию такой деятельности связаны с тем, что при очевидности общих подходов к получению результатов – необходимость обеспечивать обучающихся возможностью выбора содержания образования (т.е. предоставление им опыта построения индивидуальной образовательной траектории), а также сопровождения этого выбора (т.е. обсуждения с обучающимся планов, мотивов выбора, оценки результатов выбора и т.д.),– нет понимания в отношении, во-первых, оптимального набора мероприятий по тематике сопровождения профессионального самоопределения, в которых должен принять участие обучающийся, во-вторых, способа организации внеурочной деятельности, предполагающего выбор обучающимися содержания внеурочной деятельности хотя бы в отношении мероприятий по тематике профессионального самоопределения, в-третьих, процедуры организации выбора мероприятий, в-четверных, техник сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, адекватных цели сопровождения и обеспечивающих работу с обучающимися как групповую, так и индивидуальную, в-пятых, техники проведения мониторинга достижения обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения.

Достижение понимания по всем этим проблемным вопросам обеспечит качественное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, что при условии распространения опыта на территории Самарской области приведет к повышению качества выбора выпускниками образовательной траектории и, соответственно, к осознанному, основанному на анализе как собственных интересов, потребностей и склонностей, так и актуальной ситуации на рынке труда, выбору варианта получения профессионального образования.

Учитывая, что в настоящее время в стране не существует признанной специалистами технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов, пригодной для реализации в различных условиях (кадровых, материально-технических, информационно-коммуникативных, транспортной доступности и прочих), включающей технологию ведения учащимися портфолио в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития, апробированная и описанная в методических рекомендациях технология может быть полезной для общеобразовательных организаций не только в пределах Самарской области.

Основная идея проекта/программы
В образовательных организациях – партнерах проекта, реализующих программы основного общего образования в различных условиях (крупный город, малый город, крупное село, малое село), программы коррекционного образования, на основе концепции, предложенной Центром профессионального образования Самарской области, выстраивается система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (с учетом условий), обеспечивающая выбор обучающимися мероприятий по тематике профессионального самоопределения, сопровождение планирования участия в мероприятиях, индивидуально-групповое сопровождение рефлексии обучающихся по вопросам профессионального самоопределения, включая работу с портфолио профессионального самоопределения, а также мониторинг достижения обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения.

Анализ материалов участников апробации позволит к маю 2019 г. собрать информацию и составить методические рекомендации по реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включающие не только описание общего подхода, но и примеры из практики участников апробации; к январю 2020 г. сделать вывод о возможности реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в массовой школе без обеспечения регулярного экспертного сопровождения, к апрелю 2020 г. подготовить программы информирования педагогического сообщества о технологии и программы повышения квалификации для администраторов и педагогов, к июню 2020 г. сформировать рекомендации участникам апробации по подготовке программ стажировок на их базе.

Аудитория проекта/программы
Проект реализуется для обучающихся 8-9 классов.

Цели и задачи
Цель проекта – разработать, апробировать и подготовить к внедрению в массовую школу технологию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах в условиях крупного города, малого города, крупного села, малого села, а также в условиях образовательной организации, реализующей программы коррекционного образования, включая технологию ведения учащимися портфолио, в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития.
Задачи проекта:

  • Разработать и апробировать организацию системы мероприятий в рамках внеурочной деятельности по тематике сопровождения профессионального самоопределения, обеспечивающую достаточное разнообразие разноплановых мероприятий и реализацию обучающимися возможности выбора мероприятий в различных условиях при регулярном экспертном сопровождении.
  • Разработать и апробировать технологию индивидуально-группового сопровождения осуществления обучающимися планирования посещения мероприятий и рефлексии по итогам мероприятий, включая работу с портфолио сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в различных условиях при регулярном экспертном сопровождении.
  • Разработать и апробировать способ мониторинга достижения обучающимися личностных результатов в части профессионального самоопределения, предполагающего учет педагогом достижения результатов каждым учеником и передачу обобщенной неперсонифицированной информации администрации образовательной организации для принятия управленческих решений в различных условиях при регулярном экспертном сопровождении.
  • Провести комплексную апробацию технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах в различных условиях при отсутствии регулярного экспертного сопровождения.
  • Разработать методические материалы для внедрения технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах в массовую школу.

Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области
Технология сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах будет описана в методических рекомендациях, проиллюстрирована материалами, полученными в ходе апробации. Будет описана специфика организации сопровождения профессионального самоопределения в различных условиях реализации программы общего образования и в условиях реализации программы коррекционного образования. Технология после апробации будет готова к внедрению в массовую школу.

Образовательные организации - партнеры проекта смогут при наличии желания работать в качестве стажировочных площадок по тематике сопровождения профессионального самоопределения школьников.

Описание технологии, апробированное и дополненное примерами, а также распространение опыта через стажировочные площадки будет способствовать принятию технологии в профессиональном сообществе педагогов Самарской области, повышению качества работы образовательных организаций Самарской области в направлении сопровождения профессионального самоопределения.

Предполагаемая продолжительность проекта и его основные этапы
Продолжительность проекта – 15 августа 2018 г.  – 30 апреля 2020 г.
Первый этап длится с 15 августа 2018 г. по 31 мая 2019 г. и включает разработку и реализацию технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах образовательных организаций, реализующих программу основного общего образования в различных условиях, программу коррекционного образования при регулярном экспертном сопровождении. По итогам этапа принимается решение о корректировке / дополнении технологии, составляется текст методических рекомендаций, описывающих технологию.

Второй этап длится с 1 июня 2019 г. по 20 апреля 2019 г. и включает комплексную реализацию технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах при минимальном экспертном сопровождении со стороны Центра профессионального образования. К окончанию этапа будет подготовлен полный комплект методических материалов, включающий методические рекомендации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов, программы информирования педагогического сообщества о технологии и программы повышения квалификации для администраторов и педагогов.

Результаты проекта
Результатом реализации проекта станут следующие документы:

  • методические рекомендации по реализации технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 8-9 классах;
  • программа информирования педагогического сообщества о технологии,
  • программы повышения квалификации для администраторов и педагогов,
  • рекомендации по составлению программ стажировок для образовательных организаций Самарской области на базе партнеров проекта.