Понятие арт-терапии

Термин «арт-терапия» состоит из двух слов – «art» - букв. с англ. «изобразительное искусство», «therapy» - «лечение», то есть буквально арт-терапия - лечение с помощью изобразительного искусства.

Главное внимание в арт-терапии уделяется развитию способности личности к самопознанию, самовыражению, гармонизации психоэмоционального состояния. В этой связи арт-терапия успешно помогает людям различных возрастов, профессий и сфер деятельности в решении личных (проблемы взаимоотношений, самоотношения, личностный и карьерный рост и т.д.), профессиональных (создание радостной, психологически комфортной среды в коллективе, преодоление и профилактика эмоционального выгорания), семейных и других проблем.

Арт-терапия активно применяется в психологической практике – как универсальная методика, позволяющая работать с различными психологическими проблемами; в социальной деятельности – как совокупность приёмов работы с людьми, находящихся в трудных жизненных ситуациях, их реабилитации; в педагогике – как гуманистическая технология, позволяющая осуществлять обучение, воспитание, корректировку развития личности; предполагающая индивидуальный подход к каждому, значительную глубину погружения во внутренний мир ученика, высвобождение скрытых потребностей и потенций, активную творческую деятельность, активный диалог «учащийся-учитель».

Уникальные факторы воздействия в арт-терапии

Выделяют три уникальных психотерапевтических фактора, действующих в арт-терапии (А.И. Копытин и др.).

Фактор художественной экспрессии

Занимаясь любым видом творчества, человек переживает состояние художественной экспрессии, в результате чего происходит снятие внутренних зажимов и перенаправление энергии в социально допустимые и личностно перспективные формы выражения. Это способствует исцелению человека от накопившегося напряжения и тревог, бережному самоисследованию внутреннего мира и, как следствие, высвобождению продуктивной творческой энергии для жизни, работы, учебной деятельности, личностного развития.

Фактор психотерапевтических отношений

Арт-терапия предполагает триаду: клиент, арт-терапевт, изобразительная деятельность. Творческая деятельность клиента (учащегося, группы) организуется и направляется арт-терапевтом, который подбирает лучшие, наиболее подходящие каждому человеку задания.

Фактор интерпретации и обратной связи

Мало изобразить что-либо. Любой творческий продукт, знак, символ и образ, созданный в процессе арт-терапевтической деятельности, должен быть осознан и понят психикой, что самостоятельно сделать бывает очень трудно. Анализ и интерпретация творческой продукции с помощью арт-терапевта позволяют понять глубинное содержание рисунка, психологические особенности (внутренние переживания, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях) и возможности личностной трансформации.

Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Формы групповой арт-терапии

Динамическая арт-терапевтическая группа

Данная форма является наиболее гибкой и свободной с точки зрения организации. Методика организации работы такой группы базируется на теории психоанализа и предполагает длительный период работы (от года до нескольких лет). В ходе сессии сочетаются индивидуальная и групповая художественно-творческая деятельность, активно используются дискуссии, игры, драматические постановки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др. Участники группы могут переходить от глубокого погружения в творчество к общению друг с другом и арт-терапевтом.

Уникальность работы динамической группы также заключается в ее закрытом характере (новые участники не вводятся в группу), усилении воздействия фактора художественной экспрессии на участников группы за счет изобразительной работы других, а в ряде случаев – действия феномена коллективного отреагирования различных эмоций в совместном творчестве.

Работа в динамической группе дает каждому участнику:

  • проработку неосознаваемых внутренних проблем,
  • активное исследование собственных поведенческих моделей, их коррекция посредством обратной связи от группы,
  • выявление скрытого потенциала развития личности,
  • возможность научиться более открытой и свободной коммуникации,
  • понимание того, как строить искренние и доверительные отношения,
  • больше уверенности в жизни и др.

Динамические арт-терапевтические группы, предлагаемые в ЦПО Самарской области:

для психологов
«Профилактика Эмоционального выгорания психолога»
для старшеклассников и студентов
«Творческое саморазвитие, личностный рост, коучинг»
для взрослых
«Построение эффективных поведенческих моделей»

Тематическая арт-терапевтическая группа

Внимание группы фокусируется вокруг определенной темы, значимой для всех ее участников. Сессия тематической группы включает в себя: введение и подготовку каждого члена группы к изобразительной деятельности; основную часть, в ходе которой каждый занят изобразительной деятельностью на заданную тему; заключительную часть, предполагающую обсуждение рисунков, либо дискуссию и краткое подведение итогов сессии.

Особенность работы динамической группы заключается в ее полуоткрытом характере (в состав группы могут входить новые участники), определенной временной ограниченности (5-10 сессий), большей структурированности хода занятий и более высокой результативности в решении конкретных вопросов по заявленной теме, чем в динамической группе.

Работа в тематической группе дает каждому участнику:

  • возможность решить для себя в короткие сроки значимую проблему,
  • быстрые ощутимые результаты от групповой психотерапии,
  • профилактику стресса,
  • психофизическое и эмоциональное расслабление и др.

Тематическая арт-терапевтическая группа, проводимая в ЦПО Самарской области: «Профилактика профессионального выгорания педагога»

Форма студии

Данный формат напоминает классический вариант работы в художественной студии, так как основной акцент в ходе студийной арт-терапии делается на самом процессе изобразительной деятельности, иногда - на обучении художественным умениям. Каждый рисующий занят самостоятельной изобразительной деятельностью. Арт-терапевт призван поощрять художественную деятельность участника, иногда – интерпретировать получающийся результат, иногда – обучать чему-то. Группового обсуждения и анализа каждой работы в рамках студийной арт-терапии не предполагается.

В рамках программ повышения квалификации, проводимые в ЦПО Самарской области вы можете узнаете о методах, приёмах и средствах арт-терапии в обучении, воспитании и развитии учащихся различных возрастов, различных типов образовательных учреждений; о принципах организации арт-терапевтических занятий; о способах включения различных методов арт-терапии в учебно-воспитательный процесс, овладеть методами и приёмами арт-терапии.

  • «Развитие ребёнка-дошкольника методами арт-терапии»
  • «Арт-терапия в работе с учащимися младших классов»
  • «Арт-терапия в работе с подростками»
  • «Арт-терапия в работе с учащимися юношеского возраста»
  • «Методы арт-терапии в обучении изобразительному искусству»

Арт-педагогика

Новым вектором педагогического мышления становится гуманизация образовательного процесса, в основе своей имеющая обращение к личности как высшей ценности. Воплощение идей гуманизма в образовании вызвало к жизни новое направление в педагогике – арт-педагогику. Арт-педагогика – не аналог художественного образования или арт-терапии. В отличие от художественного образования, арт-педагогика не стремится научить рисованию. Она изучает методы и способы использования художественного образа, художественной эмоции и произведений искусства для эффективного построения учебно-воспитательного процесса. Арт-педагогика – это подход к организации обучения, воспитания и развития личности, базирующийся на привлечении средств искусства и художественно-творческой деятельности. В современном учебном процессе основная ставка делается на развитие логико-аналитического мышления учащихся, отсюда – большое количество информации, которое приходится усваивать учащимся, опора на память, на логическое мышление, приоритет естественно-научных дисциплин перед гуманитарными и т.д. Арт-педагогика призвана уравновесить этот дисбаланс за счёт насыщения учебного процесса средствами искусства, художественно-творческой деятельностью, которые могут использоваться на любой учебной дисциплине, с различным контингентом учащихся (от детского сада до ВУЗа).

Задачи арт-педагогики:

  • совершенствование мыслительной деятельности обучающихся посредством искусства (так называемой правополушарное мышление);
  • развитие творческого воображения, фантазии;
  • гармонизация внутреннего мира обучающихся, профилактика умственного, психоэмоционального переутомления;
  • социализация, развитие эмоционального интеллекта;
  • самоидентификация личности, личностный рост, развитие ценностно-смыслового сознания;
  • развитие ценностного отношения к искусству и культуре, пр.

Более подробно ознакомиться с направлением работы "Воспитательные системы и технологии" можно по ссылке