Как составить резюме

Резюме - краткая характеристика человека как профессионала, изложение трудовой биографии, сведений о полученном образовании, квалификации, навыках относящихся к работе. Цель: привлечь внимание работодателя к своей кандидатуре на вакансию, вызвать ощущение, что вы именно тот человек, который ему нужен.
Именно на основе данного документа происходит в организации первое знакомство и отбор среди претендентов на вакансию. Обычно работодатель набирает персонал по следующей схеме. Сначала объявляют о вакансии, например, в СМИ, среди знакомых, через службу занятости и центры трудоустройства. Затем происходит просмотр присланных резюме.

Ценности и преимущества резюме:

  • составление резюме похоже на складывание мозаики: вы можете выбрать всё нужное из вашей жизни и создать законченную картину;
  • под разные вакансии и новые требования можно составлять новое резюме;
  • описывая свой опыт, деловые качества, вы как бы заново знакомитесь с собой, смотрите на себя с разных сторон;
  • в резюме всё должно быть правдой, но кое-какую информацию можно просто опустить;
  • единых правил в написании резюме не существует, но есть основные пункты, следуя которым, вы дадите все необходимые сведения и легче достигнете поставленной цели.

Эффективное резюме

  • должно соответствовать требованиям к данной вакансии, отвечать потребностям работодателя;
  • быть структурированным, кратким, грамотным и легко читаемым;
  • наиболее выгодно характеризовать ваш опыт работы;
  • подчеркивать достигнутые вами успехи;
  • акцентировать внимание работодателя на ваших преимуществах как соискателя.

Основные пункты резюме:

  • Заглавие. Вместо заглавия в виде слов «Резюме» укажите полностью свою фамилию, имя и отчество.
  • Вакансия или позиция. Укажите должность, на которую вы претендуете. Лучше её выделить крупно, чтобы она хорошо читалась, даже если резюме пойдет через факс.
  • Формальные данные. Возраст, семейное положение, адрес указывать желательно, телефон – обязательно. Если возраст, семейное положение, прописка могут вызвать у работодателя дополнительные вопросы, их можно указать в конце резюме или вовсе опустить.
  • Образование. Перечень учебных заведений дается в прямой хронологической последовательности. Если вы закончили сначала техникум, а затем ВУЗ, то первое образование важно только в том случае, если оно имеет отношение к вакансии. Указываются год поступления, год окончания, название учебного заведения, полученная специальность и квалификация. Далее сообщаются сведения о курсах, стажировках и пр. Пишите всё, что может свидетельствовать об уровне вашего профессионализма. Если вы недавно окончили учебное заведение, стоит указать название дипломной работы, практикума, участие в научно-практических конференциях, всё то, что имеет отношение к предполагаемой работе.
  • Опыт работы. Принято начинать с последнего места работы и следовать в обратном порядке. Сначала указываются даты (год, месяц) трудоустройства и окончания работы, название организации. В скобках можно указать направление деятельности, если само по себе название организации ни о чём не говорит. Далее указывается должность. Лучше, если её название звучит также как и вакансия, на которую вы претендуете. Даже если в трудовой книжке она называется иначе, но обязанности вы выполняли те же, то скорректируйте её название. На собеседовании можно сослаться на штатное расписание или что-то в этом роде. Не переписывайте всю трудовую биографию, ограничьтесь тем, что имеет отношение к предполагаемой работе и должности. Подробнее остановитесь на описании должностных обязанностей, которые соответствуют искомой вакансии. У работодателя не должно оставаться сомнений: вы точно знаете, что будете делать на своём рабочем месте. Если вы выпускник учебного заведения, укажите любой опыт работы, даже незначительный. Это может быть производственная или преддипломная практика, лабораторные работы, научно-исследовательская деятельность.
  • Дополнительные навыки. К этому пункту относятся знания компьютера, стенографии, владение иностранными языками, навыки ведения деловой переписки, вождения автомобиля и т.д. Если вы только овладеваете компьютером, напишите, что вы владеете компьютером на уровне пользователя. Те, кто с компьютером на «ты», могут добавить – опытный пользователь и указать программы, с которыми вы работаете. Уровень владения иностранным языком может быть: базовый – чтение и перевод со словарем; разговорный – умение понимать несложную иностранную речь и объясняться на языке; свободный – большой словарный запас, общение на профессиональные темы, чтение и понимание без словаря.
  • Личные качества. Эту информацию рассматривают скорее с точки зрения здравого смысла. Если человек, претендующий на должность бухгалтера, пишет, что он инициативен, любит работать с людьми, и для него характерен творческий подход к делу – у него немного шансов получить работу. Профессионал потому и профессионал, что его личностные качества соответствуют качествам профессионально важным. В каждой профессии свой набор профессионально важных качеств. Ваша задача – определить, какими качествами, важными в вашей профессии, обладаете вы, и указать их в резюме.
  • Рекомендации. Если есть люди, готовые рекомендовать вас, укажите фамилию, имя и отчество этого человека, место работы, должность и номер телефона. В роли рекомендателя может выступить ваш прежний работодатель, партнеры по бизнесу, заказчики услуг. Выпускники учебных заведений могут обратиться за рекомендацией к руководителю производственной или дипломной практики.

Несколько замечаний:

Пишите и оформляйте резюме так, как будто его будет читать очень спешащий человек: разместите информацию на одном или максимум двух листах формата А4; используйте легко читаемые шрифты (например, Times New Roman или Arial) соответствующего размера.
Используйте заглавные буквы, жирный шрифт, межстрочные интервалы. Это поможет вам выделить однотипную информацию и облегчит чтение вашего резюме.
Не сокращайте расстояние между буквами и строками. Оформление должно быть единым, чётким и простым. Объём резюме не должен превышать 2-х страниц печатного текста на белой бумаге, без ошибок и опечаток.
Позаботьтесь о грамотности написания. В резюме не должно быть орфографических ошибок, опечаток, стёртых букв или слов.
Акцентируйте внимание на позитивных фактах, включайте только те сведения, которые можете подтвердить.
Избегайте информационной перегрузки, неоднозначности («хорошая, интересная работа»), сокращений («и т.д.; пр.»), жаргона (помним, что резюме пишется в деловом стиле), эмоционально окрашенных фраз («очень хочу устроиться к вам на работу»).

Примерный перечень навыков, способностей, сильных сторон личности:

  • умение работать в команде;
  • способность организовать свой труд и труд своих подчинённых;
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле;
  • способность находить взаимопонимание с партнёрами;
  • умение убеждать других;
  • хорошая память (на лица, на цифры и т.д.);
  • аккуратность в работе с документацией;
  • способность к быстрой и точной реакции;
  • умение собирать и систематизировать информацию;
  • организаторские способности;
  • ораторские способности, умение работать с аудиторией;
  • умение вести деловую переписку;
  • умение планировать, прогнозировать;
  • способность находить нестандартные решения;
  • умение принимать взвешенные решения;
  • умение формулировать и чётко излагать мысли (письменно и устно);
  • умение формировать, контролировать и поддерживать свою высокую трудовую мотивацию;
  • умение организовать свою работу;
  • умение чётко выполнять полученные инструкции;
  • коммуникаельность;
  • умение сохранять выдержку при столкновении с неожиданными обстоятельствами;
  • внимательность к людям;
  • предприимчивость, готовность к разумному риску;
  • серьезность и предусмотрительность в делах;
  • энергичность, активность;
  • эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость;
  • готовность к интеллектуальной работе;
  • перспективность мышления;
  • стремление к высоким результатам в работе;
  • добросовестность, обязательность;
  • развитое чувство долга, стойкость моральных принципов;
  • целеустремлённость;
  • высокий самоконтроль;
  • стремление использовать новые способы и приёмы в работе;
  • умение работать с большим объёмом разнородной информации.

Пример резюме

Николаев Николай Николаевич

Дата рождения 10.03.85г.
Адрес: г. Самара, ул. Новая, дом 35, кв. 145
Телефон: 123-456

Цель: Соискание вакансии маркетолога

Образование: высшее профессиональное

2002-2007г.г.

Саратовский государственный университет
Специальность: экономика и управление на предприятиях
Квалификация: экономист (дневная форма обучения)

2008г.

Учебно-курсовой центр
Курсы повышения квалификации по ценным бумагам.

Опыт работы:

2009 г. – по настоящее время:

Агентство недвижимости «Вектор». Менеджер по маркетингу.
Обязанности:
анализ деятельности конкурентов, формирование заказов на проведение маркетинговых исследований, разработка концепции маркетинговой политики компании, подготовка предложений для составления бизнес-плана

2008-2009 г.г.:

ООО «Спектр» (оптовая продажа товаров народного потребления).
Коммерческий директор.
Обязанности:
исследование ёмкости потребительского рынка региона, разработка ценовой политики, составление бизнес-планов, ведение переговоров с партнёрами

2007 г.

Центральный сберегательный банк. Экономист.
Обязанности:
учёт и оформление поступления и отпуска материальных ресурсов,
организация и участие в инвентаризации

Дополнительные навыки:

ПК

опытный пользователь (Windows, SPSS, Internet)

Английский язык

разговорный

Вождение автомобиля

категория «В», «С» с 2004г.

Личностные качества:

коммуникабельный, самокритичный, целеустремленный; обладаю аналитическим складом ума, социально-психологической интуицией, наблюдательностью; мобилен, способен к принятию быстрых и взвешенных решений.

Рекомендации:

Петров Павел Геннадьевич, коммерческий директор Агенства недвижимости; т. 234-654

Дата: