Материалы для педагогов

Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

В методических рекомендациях представлена целостная система профориентации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. В предлагаемом издании содержатся теоретические основы подготовки и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; представлена практика организации профессионального и трудового ориентирования в инклюзивных школах; дается целостное описание профориентационной работы как сотрудников инклюзивных школ, так и специалистов-профконсультантов на основе нового методологического подхода к организации профессионального консультирования и формирования у школьников с инвалидностью и ОВЗ целостной картины мира профессий.
Книга предназначена специалистам, занимающимся проблемой совершенствования профориентационной работы в инклюзивной школе.
Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах / Т.И. Бонкало, В.В. Пчелинова, Н.И. Никитина, М.Н. Цыганкова / под ред. и сост. Т.И. Бонкало. – Москва: РГСУ, 2015. – 325 с.

Справочник «Соответствие «бытовых» наименований профессий направлениям подготовки и специальностям высшего образования. Образовательные организации высшего образования Самарской области. 2015-2016 учебный год»

В справочнике представлено соответствие «бытовых» наименований профессий примерным направлениям подготовки и специальностям в образовательных организациях высшего образования Самарской области.
Справочник рекомендован специалистам, осуществляющим профориентационное консультирование обучающихся, обучающимся и их родителям.
Зачастую подростки, мечтая о какой-либо профессии (например, ландшафтный дизайнер, программист, стилист-имиджмейкер), сталкиваются с трудностями в выборе места обучения (института, академии, университета) и в выборе конкретного направления обучения.

Подробнее...

Профессиональная ориентация: новые подходы, формы и методы работы

В сборнике представлены материалы одноименной интернет-конференции, проходившей в сентябре-октябре 2013 года в г. Сургут. В материалах конференции отражен опыт профориентационной работы образовательных учреждений, представляющих 14 муниципальных образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Подробнее...

Родительское собрание по выбору профессии. Размышления…

В предлагаемом материале раскрываются важные моменты, которые могут быть затронуты на родительском собрании профориентационной тематики.
Первая часть работы посвящена основным идеям и установкам при проведении собрания и призвана ответить на вопрос: «Какие мысли было бы хорошо донести до родителей по поводу выбора профессионального пути учащегося?».
Во второй части рассматриваются возможные формы проведения родительского собрания, отмечены некоторые их преимущества и недостатки, рекомендации по использованию.
В Приложении размещены прикладные материалы.
Родительское собрание по выбору профессии. Размышления…
Автор: К.А. Федорчук, специалист отдела психологического сопровождения и консультирования государственного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (http://resurs-yar.ru)

Банк сценариев и конспектов занятий/мероприятий по профориентации обучающихся различных возрастов

Банк составлен из авторских материалов работников системы образования различных регионов. Материалы отбирались по следующим критериям:

  • соответствие целям и задачам профессиональной ориентации, планирования профессиональной карьеры;
  • соответствие возрастным особенностям профессионального самоопределения обучающихся;
  • достоверность предоставляемой обучающимся информации;
  • оригинальность идеи, нестандартный подход к реализации идеи;
  • полнота раскрытия темы, информационная насыщенность содержания;
  • соответствие объема содержания заявленному временному ресурсу;
  • сочетание различных форм и методов работы, преобладание активных, активизирующих методов;
  • низкая ресурсоемкость реализации идеи (доступность материалов и оборудования, минимальная теоретическая подготовка исполнителей);
  • перспективность для внедрения в практику, возможность мультиплицирования (четкость изложения содержания, наличие пояснений, образцов раздаточных и иных материалов);
  • соблюдение общепринятых технических требований к оформлению материала.

Подробнее...

Сборник материалов по итогам смотра-конкурса профориентационной работы библиотек

Сборник материалов по итогам областного смотра-конкурса профориентационной работы библиотек «Выбор профессии - выбор будущего» подготовлен в 2010 году главным библиотекарем организационно-методического отдела Томской областной детско-юношеской библиотеки Л. Д. Корешковой.
Статьи, вошедшие в сборник, описывают различные формы библиотечной профориентационной работы со школьниками. Сборник содержит много интересного, практико-ориентированного материала: сценарии тематических информационных занятий, информационных часов, бесед; викторины и анкеты для учащихся. Также авторами предлагаются разнообразные названия книжных выставок, тематических недель, занятий и мероприятий.

«Выбор профессии – выбор будущего»: Сборник материалов по итогам областного смотра-конкурса профориентационной работы библиотек / Сост.: Корешкова Л.Д., - Томская обл. дет.-юнош. б-ка. - Томск, 2010. - 77 с.

Организация и проведение профориентационных мероприятий

В пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы организации и проведения профориентационных мероприятий со школьниками и родителями: основные организационные принципы профориентационных мероприятий; формы внеклассной и внешкольной работы по профориентации учащихся; формы массовой и индивидуальной работы с родителями по профессиональной ориентации. Даются рекомендации по планированию профориентационных мероприятий со школьниками и по привлечению родителей к активному участию в профориентационных мероприятиях. Приводятся сценарные разработки мероприятий для школьников различных возрастов, родительских собраний, план рассказа о профессиях.
Пособие адресовано учителям, социальным педагогам, классным руководителям, родителям, работникам системы повышения квалификации педагогических кадров, а также всем интересующимся проблемой профориентации.

Автор: Куровская С. Н.
Организация и проведение профориентационных мероприятий - Гродно: ГрГУ, 2013. – 58 с.

Профессиональное самоопределение в вопросах и ответах

Издание представляет собой небольшой информационный справочник, составленный в вопросно-ответной форме. В справочнике в обобщенных формулировках представлены наиболее часто встречающиеся вопросы родителей, касающиеся профессионального самоопределения подростков: нужно ли вмешиваться в профессиональные планы своих детей? Как сделать правильный выбор профессии? Что представляет собой профориентационная консультация? Куда обратиться по поводу работы школьника в свободное от учёбы время?...

Подробнее...

Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации

Методическое пособие раскрывает возможности осуществления профориентационной работы в условиях дошкольной образовательной организации. В пособии рассматриваются понятия «допрофессиональное самоопределение» и «ранняя профориентация детей», обозначаются задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста и пути их реализации, в том числе в рамках образовательных программ дошкольного образования, приводятся примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-развивающей среды.

Подробнее...

Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению

В издании систематизированы сведения, призванные помочь педагогу грамотно оформить методический материал, подготовить его к изданию и распространению среди целевой аудитории.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности разработки содержания методического продукта, общие требования к структуре методического продукта, технические требования к оформлению текста и основные требования к оформлению списка литературы.

Подробнее...

Атлас новых профессий

«Атлас новых профессий» создан в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенции 2030», проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «СКОЛКОВО».
В течение 2,5 лет свыше 2500 российских и иностранных экспертов проводили системный анализ технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям экономики и проектировали отраслевые «карты будущего». Это позволило выявить спрос на новые, востребованные в ближайшем будущем, компетенции и навыки, сформировать перечень перспективных профессий по отраслям, обозначить профессии, которые в ближайшие 15-20 лет утратят свою актуальность.

Подробнее...

Проект «Навигатум: Калейдоскоп Профессий»

Предлагаем Вашему вниманию новую форму профориентационных материалов для учеников средних и старших классов – проект «Навигатум: Калейдоскоп Профессий». 
Подробная информация о проекте.

Компьютерная профориентационная игра «На перекрёстке трёх дорог»

Компьютерная профориентационная игра «На перекрёстке трёх дорог» - авторская разработка специалистов ЦПО Самарской области. Игра обладает диагностическим, активизирующим, обучающим потенциалом.
Профориентационная игра «На перекрёстке трёх дорог» является трилогией: Эпизод I предназначен учащимся от 12 лет, Эпизод II - учащимся от 14 лет, Эпизод III - учащимся старше 16 лет.

Подробнее...

Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению

Методическое пособие посвящено проблеме разработки профориентационных мероприятий в образовательных учреждениях всех типов.
Формирование профессионального самоопределения молодежи в образовательных учреждениях реализуется педагогическими работниками посредством именно профориентационных мероприятий. И если формы этих мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев – творческий труд самих педагогов или психологов, которые нуждаются в соответствующей методической помощи.

Подробнее...

Предпрофильная подготовка и профильное обучение: ресурсы учреждений довузовского профессионального образования Самарской области

В бюллетене содержится краткая информация о содержании и специфике организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, рассматриваются схемы сетевого взаимодействия и ресурсной поддержки учреждениями довузовского профессионального образования Самарской области данного направления, приводятся примеры эффективного использования ресурсов учреждений довузовского профессионального образования в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников, в частности, посредством организации профессиональных проб и реализации интегрированного учебного плана общеобразовательного учреждения и учреждения довузовского профессионального образования.

Подробнее...